Валентность- специальная (топологическая)
характеристика вершины (узла) сети, определяемая количеством звеньев в
нем. Концы обособленных линий "одновалентны". Для уличных сетей
пересечение типа "крест" наиболее характерны четырехвалентные
узлы.
Вектор (vector) - 1. величина, характеризуемая числовым значением
и направлением; 2. направленный сегмент; термин, служащий для образования
производных терминов, связанных с векторными представлениями пространственных
данных (см. векторное представление, векторно-топологическое представление,
векторно-растровое преобразование, растрово-векторное преобразование,
модель "спагетти"), векторными форматами (пространственных)
данных, устройствами векторной машинной графики (векторный дисплей).
Векторная графика (Vector Graphics) - способ представления графической
информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими
формулами. Этот способ обеспечивает возможность трансформации изображений
без потери качества.
Векторизатор (vectorizer) - программное средство для выполнения
растрово-векторного преобразования (векторизации) пространственных данных.
Векторизация- процедура (ручная или автоматическая)
выделение векторных объектов с растрового изображения и получения их в
векторном формате.
Векторные (объектные ) модели ГИС- модели
данных ГИС, строящиеся на векторах, занимающие часть пространства в отличии
от занимающих все пространство растровых моделей. При построении векторных
моделей создаются целостные объекты путем соединения точек прямыми линиями,
дугами окружностей, полилиниями, поэтому векторные модели называют также
объектными. Основные части векторной модели: геометрические модели объекты
(точки линии и полигоны); атрибуты ( признаки связанные с объектами);
связи между объектами.
Векторный файл- файл , содержащий о векторном
рисунки.
Векторное представление (vector data structure, vector data model)
- син. векторная модель данных - цифровое представление точечных, линейных
и полигональных пространственных объектов в виде набора координатных пар,
с описанием только геометрии объектов, что соответствует нетопологическому
В.п. линейных и полигональных объектов (см. модель "спагетти")
или геометрию и топологические отношения (топологию) в виде векторно-топологического
представления; в машинной реализации В.п. соответствует векторный формат
пространственных данных (vector data format).
Векторно-растровое преобразование (rasterization, rasterisation,
gridding, vector to raster conversion) - син. растеризация - преобразование
(конвертирование) векторного представления пространственных объектов в
растровое представление путем присваивания элементам растра значений,
соответствующих принадлежности или непринадлежности к ним элементов векторных
записей объектов.
Векторно-топологическое представление (arc-node model) - син.
линейно-узловое представление - разновидность векторного представления
линейных и полигональных пространственных объектов, описывающего не только
их геометрию (см. модель "спагетти"), но и топологические отношения
между полигонами, дугами и узлами.
Вертикальный угол (vertical angle) - угол в вертикальной плоскости.
Различают: угол наклона (angle of bank, angle of pitch, angle of slope)
- В.у., отсчитываемый от горизонтальной плоскости вверх от 0 до + 900,
и вниз от 0 до - 900; угол возвышения, или угловую высоту (angle of altitude,
angle of elevation) - угол наклона направления на предмет (например, на
спутник или на небесное светило), расположеный над горизонтальной плоскостью;
зенитное расстояние (zenith angle, zenith distance) - В.у., отсчитываемый
от направления отвесной лини (астрономическое зенитное расстояние - astronomic(al)
zenith distance) или от нормали к эллипсоиду (геодезическое зенитное расстояние
- geodetic zenith distance) от 0 до 1800.
Верификация- процедура проверки. Может осуществляться
автоматически или с помощью эвристических методов, вызываемой явной директивой
пользователя или запускаемых при возникновении специфических ситуаций.
Вершина (узел) -соединение , начало или
конец отрезка линии (дуги, звена).
Видеоэкран - см. дисплей.
Висячая дуга- дуга имеющая висячий узел.
Визуализация (visualization, visualisation, viewing, display,
displaying) - син. графическое воспроизведение, отображение - 1. в ГИС,
компьютерной графике и картографии - проектирование и генерация изображений,
в том числе геоизображений, картографических изображений и иной графики
на устройствах отображения (преимущественно на экране дисплея) на основе
исходных цифровых данных и правил и алгоритмов их преобразования. Возможности
проектирования и редактирования изображений включают набор инструментальных
средств и визуализационных операций, включая масштабирование изображения
(zooming), т.е. его уменьшение (reducing, zoom in) и увеличение (enlarging,
zoom out), кратное целому или задаваемое пользователем, или укрупнение
деталей избранного фрагмента в пределах прямоугольного окна (windowing),
панорамирование, то есть развертывание изображения до размеров рабочей
части видеоэкрана или его активного окна (pan); прокрутку, или скроллинг
(scrolling) изображения, размер которого превышает габариты отображения;
пролистывание, или покадровый просмотр, браузинг, броузинг (browsing)
многослойного набора или последовательности изображений; смещение, перемещение,
дублирование, отсекание (клиппирование), поворот (ротацию) и иные графические
или геометрические преобразования. К средствам оформления изображений
относятся операции цветной заливки замкнутых контуров (shading) из палитры
допустимых цветов (palette) или их штриховка (cross-hatching) из набора
их текстурных типов (pattern). При визуализации картографических изображений,
кроме того, используются различные графические переменные и особые способы
картографического изображения. Различают также плоские, или двухмерные,
или планиметрические (planimetric images, 2-D view, 2-D images) и трехмерные
(volumetric images, 3-D view, 3-dimensional view, perspective view) изображения;
последние из них строятся в аксонометрической, ортогональной или перспективной
(центральной) или иной проекции из центра (центров) проецирования - точки
обзора (vista point, view point, point of view) с определенными характеристиками:
высотой над поверхностью, расстоянием до нее и направлением обзора, в
виде полутонового светотеневого или нитяного, сеточного (fishnet), каркасного,
или проволочного, проволочно-каркасного (wire-frame) изображения; изображение
может дополняться "подставкой" (base); в случае, если грани
визуализируемого блока используются для В. подповерхностного строения
тела, такие изображения носят название блок-диаграмм. Построение трехмерных
изображений, или рендеринг, "экранизация" (rendering) - одна
из функций обработки цифровой модели рельефа, зачастую используемая совместно
с другой операцией обработки ЦМР - наложением на трехмерное изображение
планиметрического слоя, или "драпировкой" (draping), в том числе
цифровых аэро- или космоизображений, что позволяет получать высокореалистичные
объемные изображения территории, динамическое манипулирование которыми
(в том числе в тренажерных системах) дает эффекты, близкие к виртуальной
реальности. Реалистичность В. достигается также текстурированием изображений
при использовании моделей трехмерных данных, допускающих связь текстурного
элемента, или тексела (texel, от англ. texture element) поверхности тела
с атрибутивными данными. Выделяют 2,5-мерные изображения (2.5 view) (жарг.),
под которыми понимаются: 1) любые плоские изображения рельефа в изолиниях;
2) плоские блок-диаграммы, лишенные трехмерного изображения; 3) любые
трехмерные изображения на плоскости в упомянутом выше смысле, признавая
трехмерность исключительно "истинных" трехмерных изображений
(true 3D view): стереомодели, наблюдаемой на стереоприборах, объемных
или стереоизображений, полученных анаглифическим, голографическим и иными
способами, в том числе на специализированных объемных дисплеях непосредственной
трехмерной В. типа DVDD (Direct Volume Display Device). - 2. в дистанционном
зондировании: воспроизведение цифрового изображения или результатов его
обработки на дисплее с помощью специальных структур данных, существенно
увеличивающих скорость В., - т. н. "пирамидных слоев" (pyramid
layers, reduced resolution datasets), позволяющих вписывать множество
пикселов исходного снимка в ограниченное число пикселов окна дисплея с
выводом на него одного из предварительно построенных изображений с разрешением,
последовательно уменьшающимся 2, 4 или 8 крат.
Визуализатор (visualizer, viewer) - син. вьювер, жарг. вьюер -
программное средство, предназначенное для визуализации данных; в ГИС:
один из типов программных средств ГИС с набором функций, ограниченных,
как правило, возможностями видеоэкранной визуализации картографических
изображений, называемый картографическим В. (map viewer), с факультативными
функциональными возможностями дополнения и преобразования атрибутивных
данных, их экспорта и импорта, статистической обработки, деловой графики,
вывода изображений на иные графические периферийные устройства. Простой
В. (в том числе графики) носит название браузера, или броузера, "просмотрщика"
(browser).
Виртуальная реальность (virtual reality, VR) - искусственная действительность,
во всех отношениях подобная подлинной и совершенно от нее неотличимая.
При этом между искусственной действительностью и воспринимающим ее человеком
образуется двусторонняя связь. Динамическая модель реальности создается
средствами трехмерной компьютерной графики и обеспечивает (с помощью специальной
аппаратуры: шлема-дисплея (Head-Mounted Display, HMD) и сенсорной перчатки)
взаимодействие пользователя с виртуальными объектами в режиме реального
времени с эффектом его участия в конструируемых сценах и событиях. Важное
место в возникновении и развитии систем В.р. принадлежит тренажерам, прежде
всего авиационным. С расширением круга пользователей WWW возникла потребность
включения в Web-страницы элементов В.р.; этой цели служит язык VRML. Создание
элементов В.р. средствами ГИС, связанное с высокореалистичным воспроизведением
внешнего вида физиономичных элементов ландашафта при различных внешних
условиях (дневного, ночного и сумеречного освещения; наличия облачности,
тумана и дымки; сезонных изменений в состоянии ландшафта; фенофаз растительного
покрова и т.п.) на основе трехмерного моделирования местности путем наложения
аэро- или космического изображения на цифровую модель рельефа, находит
применение в симуляторах и тренажерных системах.
Виртуальная память (Virtual Memory) - область памяти вне ОЗУ,
обычно размещается на жестком диске. Виртуальная память используется для
временного хранения данных.
Внешний ключ- столбец в реляционной модели,
поддерживающий связь между разными реляционными таблицами.
Внутренний идентификатор пространственного объекта
- целое число являющиеся служебным идентификатором системы (уникальное
для каждого объекта данного покрытия и назначаемое автоматически в процессе
работы редактора). Может изменятся системой в процессе работы.
Внутренний ключ- столбец с реляционной модели,
однозначно определяющий каждую строку таблицы.
Врезка (inset map) - син. карта-врезка – дополнительная карта,
помещаемая в одной рамке с основной картой и содержащая более подробное
изображение какого-либо участка, положение территории по отношению к ее
окружению, дополнительные данные и др.
Высота (absolute height, altitude absolute, height, elevation,
altitude) - син. абсолютная высота, (высотная) отметка - одна из координат,
отсчитываемая от поверхности, принятой за начало счета. Различают: геодезическую
высоту (geodetic height, ellipsoid height) - расстояние от эллипсоида
по нормали к нему до заданной точки; ортометрическую высоту (geoidal height,
orthometric height) - расстояние от геоида по отвесной линии до заданной
точки; нормальную высоту (normal height) - расстояние от квазигеоида по
нормали к эллипсоиду до заданной точки. В. положительны над отсчетной
поверхностью и отрицательны под ней. Геодезическая В. равна сумме В. ортометрической
и В. геоида над эллипсоидом, или сумме В. нормальной и В. квазигеоида
над эллипсоидом. В., отсчитываемые от некоторого произвольного начала,
называют относительными высотами (relative height). Разность В. текущей
точки относительно В. другой точки называют превышением (height difference).
Выделение (Selection) - операция маркировки совокупности пикселов
для перемещения, трансформации и т.д. Выполняется с помощью специальных
инструментов и команд.
|